На главную

Как появился термин
«импрессионизм»

История импрессионизма неотделима от творческой биографии Клода Моне.
Неслучайно именно его произведение дало название новому направлению.

На первой выставке импрессионистов, проходившей в ателье фотографа Надара в Париже в 1874 году, художник представил картину «Впечатление. Восход солнца». Увидевший полотно критик Луи Леруа обыграл это название (“Impression…”) в заглавии своей статьи «Выставка импрессионистов». Несмотря на первоначальный критический смысл, термин оказался точным и впоследствии стал широко употребляться. Художники не только благосклонно отнеслись к данному им прозвищу, но и использовали его как официальное название группы, признанным лидером которой стал Клод Моне.

Свет и цвет

Ещё в юности Моне начал писать пейзажи на открытом воздухе. Наблюдая за природой, художник пришел к выводу, что в натуре нет постоянных локальных тонов, что цвет любого предмета изменчив и зависит от освещения. Работа на пленэре становится художественной программой его творчества. «Я хочу уловить мгновенность: атмосферу и свет, разлитый в ней», – признавался художник.

Новаторство в художественной манере Моне

Стремление передать непосредственное впечатление от увиденного мотива потребовало от Моне коренного пересмотра основополагающих принципов живописи. Интерес к проблемам света и цвета позволил художнику полностью отказаться от сюжетности, а поэтическое мировосприятие помогло увидеть живописную красоту даже самого непритязательного натурного мотива. Именно маэстрия живописи – вибрация подвижных раздельных мазков – становится важнейшей темой творчества Моне. Предметы на его полотнах теряют плотность, распадаясь на бесконечное число цветных рефлексов, создающих единую свето-воздушную среду.

Как появились серии картин, изображающих одно и тоже

Место большой станковой картины занял этюд, получивший статус законченного произведения, но сохранивший при этом всю свежесть сиюминутного зрительного впечатления. Стремясь зафиксировать различные нюансы освещения, всю сложность цветовых взаимоотношений, с конца 1880-х годов Моне начинает создавать целые серии картин, посвященные какому-то одному мотиву. В 1883 году художник покупает дом в Живерни; здесь будут написаны его самые известные циклы – «Стога» и «Кувшинки».

Более 20 произведений посвятил Моне изображению Руанского собора. Прихотливая архитектура французской готики теряет для художника свое самостоятельное значение и становится неким экраном, на котором разыгрывается бесконечная игра света и цвета.

Картины Клода Моне в Пушкинском музее

В собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке, 14 хранится более десяти знаковых работ Клода Моне. Среди них картина «Бульвар капуцинок в Париже», которая выставлялась на той самой первой выставке в 1874 году, а также ранняя работа «Завтрак на траве» и произведение из циклов «Стога», «Кувшинки» и «Руанский собор».

Статья предоставлена сотрудниками Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Росбанк - Официальный партнер Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.